Каким способом получать знания?

Казалось бы, что за странный вопрос! А если задуматься?.. Как в современном мире люди получают знания? Представитель молодого поколения сразу же ответит: «Конечно, через Интернет! Загуглил – и все!»

А вот и нет!  В Интернете мы можем получить информацию. Массу информации. И следует добавить, массу неструктурированной и часто НЕПРОВЕРЕННОЙ, а то и НЕДОСТОВЕРНОЙ информации. Почувствовали опасность?

Кроме того, даже верная информация без умения ее обрабатывать (анализировать, структурировать, систематизировать) не станет ЗНАНИЕМ.

Знание достигается именно через названные выше способы мыслительной деятельности, к которым нужно добавить еще внимание и память. И даже отдельное знание, то есть верная информация, пропущенная через человеческое сознание, еще не делает человека образованным.

Вдумайтесь в слово ОБРАЗОВАНИЕ… Человек с образованием – это человек, у которого сформирован ОБРАЗ мира, себя в этом мире, страны в мире. Образованный человек – человек, умеющий выстроить из полученных знаний систему, видящий межпредметные, межкультурные связи, умеющий применять эти знания на практике, а не просто владеющий правилами русского языка, физическими, математическими, химическими формулами и прочитавший ряд литературных произведений.

Как же стать образованным? Как научиться добывать знания из моря информации, как научиться структурировать это знание? Здесь несколько путей:

  1. Много-много ЧИТАТЬ и еще больше ДУМАТЬ. Но современная школа как раз чаще гонится за информационным объемом, за «натаскиванием» в решении тестов, а ДУМАТЬ не учит. Поэтому так трудно современным школьникам (не всем, конечно) дается написание сочинений, в этом жанре нельзя отделаться только пересказом, там надо излагать свои мысли, коих часто просто нет. Мысли появляются, когда ДУМАЕШЬ. А следовательно, ДУМАТЬ надо учиться. Вдумчивое чтение вполне может заменить человеку и школу, и университет. Так, известный писатель Рэй Брэдбери замечает в своих воспоминаниях, что вместо колледжа он закончил библиотеку, т. е. получил образование, читая книги. К сожалению, при таком раскладе образование будет, а вот документа об образовании не будет…Но важность чтения, самообразования игнорировать нельзя.
  2. Получить знания в школе (потом в вузе). В этих образовательных учреждениях информацию дают уже в несколько обработанном виде, она более напоминает знание, но еще им не является, если обучаемый не начнет активно ДУМАТЬ, причем думать в ПРАВИЛЬНОМ направлении. А кто это проконтролирует? Контролируют опять не ЗНАНИЕ, а уровень запоминания ИНФОРМАЦИИ.
  3. Полученную информацию в школе обрабатывать с ПРОФЕССИОНАЛОМ, который научит ДУМАТЬ в ПРАВИЛЬНОМ направлении, поможет проанализировать информацию, связать ее с другими явлениями, структурировать и систематизировать, включить ее в систему знаний о мире, сформирует в Вашем сознании определенный образ. Профессионал (= профессиональный репетитор, наставник) подскажет, какие книги почитать на данную тему, какие фильмы посмотреть, поправит ход Ваших рассуждений, поможет выстроить логические цепочки, подобрать нужную аргументацию (О, поверьте, здесь есть чему поучиться даже взрослому человеку, не то что ребенку!).
  4. Занятия только с репетиторами и чтение книг. В школе и вузе сдаются лишь экзамены. Это необходимо для получения документа об образовании. Часть моих учеников выбрали этот путь и ни разу не пожалели.

Как получать знания Вам и Вашему ребенку – решать только Вам.

 

Автор: О.Л. Арискина