ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК?

Очень часто в художественных, публицистических, да и научных текстах, посвященных лингвистическим проблемам, язык сравнивается с морем или океаном. Например, у Льва Успенского: «Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт… Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там…».

На самом деле, такое сравнение не только образно, обладает воздействующей силой, но и вполне реально отражает наши не совсем точные представления о языке. Вот что мы можем ответить на вопрос: «Что такое море?» Школьники очень часто говорят, что это просто «вода», «водоем» или «огромное количество воды, в которой плавают рыбы и другие организмы», «вода, необходимая для движения кораблей». А теперь сравните это с ответами на вопрос «Что такое язык?»: «Язык – это слова и предложения», «это средство общения и передачи информации». Аналогия вполне ощутима: «вода»-«слова», необходимы для того, чтобы «корабли» объединяли людей.

Но ведь все вышеприведенные определения не дают нам никакого представления о том, как «устроена» морская жизнь. Так же как определения языка не раскрывают его структуры. Что же представляет собой язык? Это, прежде всего, универсальная СИСТЕМА звуковых, лексических, грамматических знаков и правил их использования в процессе мышления и общения людей. Если мы будем рассматривать язык просто как набор слов, предложений и прочих единиц, то это   лишь усложнит задачу его изучения. Системное явление всегда проще анализировать и понимать. Поэтому репетитор уже на первом занятии должен убедиться, что ученик осознает,  насколько все единицы языка взаимосвязаны и взаимообусловлены. И если некоторые уровни ребенок вполне может разобрать сам и остановиться нужно лишь на проблемных моментах (например, на фонетическом уровне повторить буквы, обозначающие в определенных позициях два звука, на словообразовательном – суффиксы не входящие в основу, на лексическом – системно организованные пласты лексики), то работа с морфологическим и синтаксическим уровнями должна проводиться регулярно: от проверки знания всех частей речи – до полного морфологического разбора каждой из них. От перечня членов предложений, видов односоставных, двусоставных, сложных предложений – до синтаксического анализа. Проводить подобную работу, конечно же, необходимо под руководством профессионала, чтобы он помог пройти все  «подводные камни» нашего языка.

А если уж язык – это море. То для его характеристики подойдут как нельзя лучше  строчки известного писателя Жюль Верна: «Море – это все! Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни».

Автор: Е.А. Дрянгина