ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И … ТРУДНЫЙ.
(продолжение) О роли репетитора…..
В предыдущей статье мы уже говорили о важности в процессе учебы самодисциплины и способности осознавать, какие именно орфограммы, пунктограммы и т.д. вызывают наибольшие затруднения.
Рассмотрим еще две причины, указывающие на необходимость работы с репетитором. Итак, перед нами ответственный ребенок, умеющий планировать свое время, понимающий, например, что в первую очередь, ему необходимо разобрать тему «Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях». И что же мы видим? Правило разобрано, упражнения выполнены, допустим, даже проверены по ключам. И все это отнюдь не обеспечивает усвоение материала, потому что простая зубрежка и исправление ошибок не гарантируют понимание. Мало найти допущенные ошибки, нужно еще и осознать, почему в одном случае пишется так, а в другом иначе. И очень часто сделать это без помощи профессионала, изучающего как саму систему языка, так и методику его преподавания, бывает достаточно трудно. Недаром русский язык славится своей сложностью.
Вторая же причина заключается в адекватной самооценке работ школьниками. И в данном случае, речь уже в большей степени идет о сочинениях. Спросите любого учителя, репетитора, и они расскажут о детских обидах на злого педагога, который бесконечно придирается к тому, что написано ребенком. Возможно, есть и такие. Но как часто бывает, что ученик с гордостью приносит сочинение, просит лишь проверить ошибки. Начинаешь читать… И что же? Школьники не понимают, что они сбиваются на пересказ, не чувствуют сухости своего языка, позволяют использование просторечных и жаргонных слов, канцеляризмов, не выдерживают последовательность, доказательность в развитии мысли. И это далеко не полный перечень ошибок. Задача репетитора – предельно корректно, ни в коем случае не задевая самооценки автора, еще раз обсудить затронутую проблему, вместе порассуждать, как лучше передать ту или иную идею, подсказать, какие топосы положить в основу текста, какие изобразительно-выразительные средства использовать, на основе каких примеров строить доказательство.
Понимание своих ошибок, адекватная самооценка творческих работ это один из важнейших этапов в процессе овладения русским языком.
Автор: Е.А. Дрянгина