Как написать сочинение (задание 25 ЕГЭ)?
Работаем с черновиком.
1. Внимательно прочитайте текст (лучше ДВА-ТРИ раза).
2. Определите для себя тему текста и вопросы, которые задаются автором.
3. Сформулируйте проблему (из поднятых автором вопросов выберите 1) наиболее важные; 2) те из них, о которых Вам будет проще рассуждать (которые Вам ближе, которые Вы сможете аргументировать).
4. Прокомментируйте сформулированную проблему с опорой на исходный текст: приведите 2 примера из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Следите, чтобы не было фактических ошибок в комментарии (3-5 предложений).
5. Четко сформулируйте позицию автора (идею текста, ответ на поставленный вопрос) (2-3 предложения).
6. Сформулируйте свою позицию (Ваш тезис, который Вам надо доказать. Если Вы согласны с автором, то это будет общий тезис для Вас и автора) (2-3 предложения).
7. Обоснуйте свою позицию примером из художественной, публицистической или научной литературы (Аргумент №1. Лучше взять пример из художественной литературы!). Следите, чтобы не было фактических ошибок (2-3 предложения).
8. Подкрепите обоснование еще одним аргументом (Аргумент № 2 лучше взять из художественной, публицистической или научной литературы, но можно привести в пример фольклорное произведение (сказку, былину, пословицу, поговорку), случай из жизни (или жизненную позицию) знаменитых людей (писателей, музыкантов, художников, артистов, политиков, ученых, общественных деятелей), фильм (лучше преподнести как режиссерский замысел), телевизионную передачу. Если ничего из перечисленного в качестве аргумента не удается подыскать, обращайтесь к философам и психологам (Нужно держать в уме имена
2-3 философов и 1-2 психологов. Желательно с названиями работ). Самый последний вариант – аргумент из собственного жизненного опыта (случай с вами, вашими друзьями, знакомыми, соседями) (1-2 предложения).
9. Краткий вывод (несколько иначе сформулируйте тезис) (1-2 предложения).
10. Прочитайте внимательно свое сочинение:
10.1 Первое чтение. Следите за логикой рассуждения, за абзацным членение. За «наполнением» каждой части: 1) формулировка проблемы; 2) комментарий проблемы (2 момента из текста надо прокомментировать); 3) формулировка позиции автора; 4) выражение согласия или несогласия с его позицией и формулировка собственного мнения; 5) аргумент 1; 6) аргумент 2; 7)вывод. Посчитайте слова! Если текст большой, сократите. Потом см. п. 10.1. Ответьте для себя на вопрос: связаны ли части друг с другом?
10.2 Второе чтение. Обратите внимание на грамматику (морфология и синтаксис): согласование в роде, падеже, числе, употребление однородных членов, обособленных определений, обстоятельств, дополнений, придаточных частей в СП.
10.3 Третье чтение. Обратите внимание на речевое оформление. Нет ли повторов (могут повторяться как слова (формы слов, однокоренные слова, может быть скрытый повтор – плеоназм), так и синтаксические конструкции)? Если есть, замените повторяющиеся лексемы синонимами, перестройте предложения. Обратите внимание на лексическую сочетаемость, на точность употребляемых слов (остерегайтесь неоднозначности восприятия, вызванной полисемией, паронимами, устаревшими словами, неологизмами и др.). Проверьте текст сочинения на чистоту речи (только слова литературного языка, никакого просторечия,
жаргона, диалекта, сленга! Проверьте, чтобы не было «пустых» слов, слов-паразитов). Избегайте штампов и клише.
10.4 Четвертое чтение. Проверьте орфографию.
10.5 Пятое чтение. Проверьте пунктуацию.
10.6 Если есть время, прочитайте текст еще раз. Удовлетворены ли Вы им? Посмотрите на сочинение глазами строгого эксперта.